Свободное ПО в образовании
Вот примерный список требуемого ПО:
1. Собственно сама ОС (ее выбор во многом определит остальной набор).
2. Офисные приложения (текстовый редактор, табличный редактор, редактор схем)
3. Антивирусное ПО
4. Создание файловых архивов
5. Система управления файлами (фаловый менеджер)
6. Графические редакторы (как 2D так и 3D)
P.S.>>
по желанию
7. Словарь (орфографический, инностранные), переводчик
8. Браузер
9. Средства разработки (тут довольно спорный вопрос, так как если все студенчество перейдет на проприетарные средства разработки..., короче не для этой темы).
За основу критериев, можно взять набор пожеланий от учителей.
Довольно не плохо описано здесь.
Прошу высказаться по данному поводу, не обязательно по всем пунктам.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Maxima Подойдет?
кстати у нас в институт сверху поступило предложение о том, чтобы все курсовые по определенным предметам набирались в TeX'е. вы бы видели лица преподавателей. предложение было отвергнуто с формулировкой что-то вроде:"мы сами это сделать не сможем, следовательно студенты тоже, а если и сделают, то мы электронный вариант вряд ли посмотреть сможем" по подобной формулировке было отвергнуто предложение перейти на свободное ПО, т.е. ОС и остальной софт. так что если и внедрять свободное ПО, то будет картина вроде крещения на Руси, когда всех под угрозой смерти загоняли в реки.
сложность перехода на свободное ПО будет связана прежде всего с педагогическим составом школ и ВУЗов.
все дальнейшее относится к моему городу.
на данный момент в городе порядка 50 школ. в каждой школе есть компьютерный класс. уроки информатики ведет учитель примерно с 20-летним стажем, зачастую может включить и выключить компьютер, запустить косынку или калькулятор, ворд, еще что-нибудь такое, ну стандартный набор(бывают исключения! но редко). но как он с этим всем работает! печатает одним пальцем, текст отформатировать не может(делают прошаренные ученики) и т.д. что он может дать ученикам? ничего. зачастую программирования, как такового, в школе нет, занятия с графикой заключаются в работе с Paint'ом, работа с экселем заканчивается на подсчете суммы 2 ячеек и т.д. в свободное время такой учитель сидит в ... интернете! неожиданно, правда? и смотрит там различную чепуху вроде желтой прессы и т.д. и т.п. компьютер также могут использовать и другие учителя, например, учителя физики. поверьте, будет тоже самое, что и с информатиками: сильно сомневаюсь что учитель, в подчинении у которого я проходил практику, сможет задействовать компьютер, как эелемент какой-нибудь экспериментальной установки. а теперь задайтесь вопросом: реально ли в данных условиях перейти на свободное ПО?
молодые специалисты скажите вы. они есть и их немало, но те кто хочет учить не могут это делать, потому как все рабочие места в школах у учителей с 20-летним стажем. молодость это хорошо, но будет сложнова-то и молодых учителей перевести на работу со свободным ПО, а особенно это связано с переходом на другую ОС, так как в моем же институте преподают преподаватели с 20-летним стажем :) вот такой вот круговорот. так что пока не сменятся поколения учителей и преподавателей, в школах и ВУЗах переход на свободное ПО будет проходить со скрежетом.
P.S. может где-то и по-другому...
Но, имхо, при желании, любой препод может не только перейти на Linux, но и давать неплохие лекции.
на данный момент особенно интересно мнение участников по первому пункту. как вы считаете выбор какой ОС более предпочтителен? было бы неплохо определить если не какую-то определенную, то хотя бы некий "круг", который следует рассматривать, поэтому возможно будет целесообразно называть по 2-3 ОС, которые на ваш взгляд подходят. и интересно почему предложена та или иная ОС.
собственно мнение по другим пунктам, которые привел Odissey_ тоже очень интересны.
Что касается оси, то считаю что лучше (где реально) сразу изучать системы типа FreeBSD, Linux (RH, FC и SuSE). Я думаю это не слишком, т.к. я не предлагаю сразу Solaris или OpenBSD :D
Ну про ПО думаю будет ясно в процессе. Его под них просто немерено, выбор есть.
Что касается оси, то считаю что лучше (где реально) сразу изучать системы типа FreeBSD, Linux (RH, FC и SuSE). Я думаю это не слишком, т.к. я не предлагаю сразу Solaris или OpenBSD :D
Ну про ПО думаю будет ясно в процессе. Его под них просто немерено, выбор есть.
Ну solaris далеко не открытое ПО и не бесплатное, если речь конечно не идет об OpenSolaris. И к слову RH, FC и SuSE помоему далеко не лучший выбор дистриба бля обучения )
Сейчас началась какая-то шумиха в нашем государстве по поводу "русской" оси. Создаются разные альянсы, как известными российскими разработчиками, так и неочень. Странно почему ASPLinux пока в стороне.... ну да речь не о том. Речь о том что наверно "правильно" будет ставить какой нибудь "русский" дистрибутив. Я знаю два - ALT и ASP. Почему "правильно"? Возможно из этой шумихи выйдет толк и на базе одного из них сделают настоящий "образовательный" дистрибутив. В любом случае у вас будет русская "служба поддержки" и русские сообщества "любителей" этих осей.
Про ASP могу сказать что по сути эта таже мандрива. У них странный подход конечно много "патчевания" ядра, но последняя 11 версия более-менее стабильна, хотя OpenOffice в ней староват... да и Dia то же... но их можно и нужно обновить. Но! его можно ставить из коробки, не думаю что нужно много лишних телодвижений учителю что бы его поставить, все дружелюбно...
Если брать "не наш" дистрибутив то, думаю можно глянуть разные рейтинги популярности. Здесь же тоже важно знать критерий. Если ось будет стоять в школе как десктопная система то тогда этот рейтинг акутален, в ней по сути они расположены по простоте и комфортности использования. Если ось используется на уроках информатики в качестве изучаемой системы, тот тут уж стоит задуматься... у нас это был RH (не в школе =)), но вопрос непроизвольно приводит к флейму какая ось круче...
2 aks.
Ни в коем случае не желая поднять хуливар насчет дистров, скажу все ж имхо, что это неплохие дистры для обучения. Лично я начинал с Suse, потом попробовал Mandrava, она мне категорически не понравилась по ряду причин (хотя именно, чисто для пользования, может и неплоха).
В универе Ubuntu стоит - вот еще вариант неплохой. На FC сейчас дома работаю/отдыхаю, и всем в ней пока доволен.
А ты что хочешь вместо них предложить?
2 kosfiz.
"Может где то и по другому" - ну у нас было так же до недавнего времени, но когда я был на 2 курсе, все стало резко по другому. На кафедре развесили тогда везде распечатки случаев, как штрафуют предприятия за контрафакт. И замзафкаф сказал примерно так -
И что ты думаешь? Полгода студенты и аспиратны выли, зато сейчас все утряслось :) все вестают в нем. Надо просто, чтобы такие преобразования принимались кем-то из начальства, и насаждались, а не отдавались полностью в ведение конкретных преподов по информатике, и т.п.
Винда на кафедре стоит, да, это более сложный переход. Но ВЕСЬ софт под нее - ныне бесплатный.
Turbo C++ -> MinGW Studio.
Turbo Pascal -> FPC.
MSSql Server -> Postgres.
MSO - OpenOffice.
Visual Studio -> Mono Developer Studio..
и т.п.
И все это можно сделать за одно лето, если этим займутся 1-2 человека, кто влияет на работу кафедры реально :) 1-2, этого хватит.
Я тебе от души желаю, чтобы и у вас такие тоже появились! ;)
Вообщем правильно, что вас от Ворда отучивают. Мозги надо развивать!
на момент поднятия темы хотели смотреть в сторону следующих дистров: Mandriva, Fedora Core, Ubuntu. первый уже исключен. также опираясь на мнение Odissey_'я буду предлагать принять во внимание ALTLinux и ASPLinux.
еще у нас трудности с учебниками ориентированными на выдачу материала с учетом использования в школе бесплатного ПО: что-то никак не найдем ни одного... может плохо ищем? (хотя нет вру: один нашел в электронном виде, но там не написано кто автор, да и для 5 класса скажем он не подойдет)
На сайте проекта «Свободное ПО для школы» можно скачать пару учебников. Только там не 5 класс кончено, а 9-11. А у вас что уже в пятом классе информатика?
//Add
Кстати погуглив нашел на вскидку 2 сайта с тематикой "Linux в картинках".
да, есть в 5 классе, учат по учебнику Босовой. для 5 класс сейчас учебника под рукой нет, но вот скажем в учебнике для 6 класса придется полностью переписывать главу 5 или выпускать приложение с учетом работы в совершенно другой ОС и с другим софтом. ладно хоть аналоги описанных в той главе программ есть.
а вот как быть со спицифичными программами вроде Лого Миров? наверное придется либо создавать свои аналоги либо искать их. вообщем похоже проблем будет больше всего с младшими школьниками, хотя может и нет.
спасибо за ссылочки.
Гм. В некотором смысле задача обратна воспитанию тупых потребителей в сфере ИТ.
имхо - если речь идет об обучении именно на уровне секретарши (напечатать/распечатать, открыть/закрыть), то выбор ос и конкретного дистрибутива определяется навыками админа. Если ему нравится, и он сумеет поставить и настроить фряху - хорошо. Сумел дебиан поставить - тоже хорошо. Лишь бы он сумел после этого ещё поставить набор нужного ПО - офис, рисовалки (если нужно), и т.д. Думаю с этим проблем возникнуть не должно. На уровне пользователя при грамотной настройке системы (мне так кажется) особой разницы не ощущается - кде он везде кде. И офис тоже.
Так что, спрашивайте админов, с чем они возьмутся совладать. А какая-то особенная отдельно созданная ос для русских школ - имхо - глупость.
и что у вас в школах админы есть? сомневаюсь очень сильно. если учителям даже в крупных городах платят около 10000 - 17000 рублей(это максимум в том же Питере), то вряд ли у этих школ есть деньги, чтобы платить админу. а в глубинке, что прикажешь делать когда з/п учителя работающего первый год 3000 рублей? какие там могут быть админы в школах?
и что у вас в школах админы есть? сомневаюсь очень сильно. если учителям даже в крупных городах платят около 10000 - 17000 рублей(это максимум в том же Питере), то вряд ли у этих школ есть деньги, чтобы платить админу. а в глубинке, что прикажешь делать когда з/п учителя работающего первый год 3000 рублей? какие там могут быть админы в школах?
ну я не в школе учусь, и админ у нас есть. да, конечно, человеку свойственно судить обо всем по себе, прошу прощения, не подумал про глубинку :o. Просто, по моим представлениям, админ быть должен - чтобы учитель информатики расставлял оси на компы - ...
Но в случае учителя, неискушенного в других операционках, кроме винды, наверно стоит ставить че-то такое, на винду и похожее. Мандриву отметаю с негодованием, в 2007-ой глюков много. Ну наверно остается сюся, кубунта, может быть слака. Насчет глюкоустойчивости двух последних - имею мало информации, но в установке и настройке вроде просты (у меня девушка знакомая под слакой сидит - думаю учитель тоже освоит ;) ).
Пара учебников, говоришь? Я бы руки и ноги отрывал идиотам, которые ТАК обучаю верстать HTML. А "Linux в картинках" на деле оказался "Рабочим столом в картинках", про Linux ничего там нет.
Я бы даже сказал "Ну оооооочень старый KDE в картинках". Но опять же, для обычного чайно-пользовательского пользования сойдет. Поподробнее бы только.
Слаку в школу? Ну вы блин даете. ))Дистриб то конечно хороший, один из трушных, но не детский. )))
И напильником придется доробатывать.
ВОт кубунту/убунту еще можно. Они на простых юзеров и расчитанны.
Или едубунту у них еще есть - специально для школ.
.
дистрибутив для воспитания красноглазых задротов. слакварь - это вчерашний день.
по сабжу - пофигу на чем учить. для обучения использования компутера - не суть важно, что использовать. Linux, Windows или Solaris c CDE. в школе учат принципам и основам. поэтому не вижу - почему бы не винда.
это теоретически. так должно быть.
практически же, информатика в школе - это механическая подготовка офисных юзеров, такие себе комп. курсы забесплатно, рассчитанные на людей с интеллектом амебы. набор, соответственно, стандартный - Windows+Office+IE. С этой позиции - Линукс еще и вреден. Windows с обвязкой - офисный стандарт, де-факто.
Поэтому среднестатистическая выпускница средней школы, изучившая на практике всю камасутру, но не знающая сколько грамм в килограме - будет тупо непригодна даже в роли оператора комп. набора при устройстве на работу. ибо кнопочки и рюшечки другие.
Ну я пытался сказать это более политкорректно. ))
Да именно пара, больше там нету.
Поотрывай, а заодно может найдешь материал который отвечает следующим требованиям:
- разработка вводного курса по информатике для неспециалистов в области информатики;
- при этом данный курс не должен требовать от читателя никаких предварительных знаний по информатике (это требование, сформулированное авторами, хорошо соответствует разбросу остаточных знаний по информатике выпускников наших школ).
А как ты себе представляешь Linux в картинках, поделись? Можешь заодно и сверстать =)
поэтому не вижу - почему бы не винда.
squirL посмотри первый пост Odissey_'я и поймешь почему собственно вопрос поднят и там ответ на то, "почему бы не винда" :)
а насчет того как преподается информатика: а другие предметы, что лучше? а то из твоих слов можно вывод сделать, что информатику можно из курса школы вычеркивать смело.
я вот встречал таких учителей, которые отлично преподают и выпускники потом "шарят".
ага, типа ффтопку. тогда почему жива ещё win xp? ведь есть же супер-пупер крутая виста, хр - это тоже вчерашний день... :) а школы ведь немногие перешли на висту... хотя майкрософт и обещает её всемирное победоносное шествие :D
С этой позиции - Линукс еще и вреден. Windows с обвязкой - офисный стандарт, де-факто.
если научишься открывать папки и файлы в kde, я так думаю, научиться тоже самое делать в винде не составит труда.
будет тупо непригодна даже в роли оператора комп. набора при устройстве на работу. ибо кнопочки и рюшечки другие.
см. выше. в висте, насколько мне известно рюшечки тоже другие, тем не менее учат на хр. и школы на висту перейдут куда позже офисов.
но не знающая сколько грамм в килограме
Конечно не знают, они думают, что 1000, но мы то все конечно знаем, что 1024! :D
З.Ы. все это я намутил не потому, что подняв флаг в руки кричу "Даешь линукс в школьные массы", а потому, что мне показалось, что squirL несколько утрирует...
практически же, информатика в школе - это механическая подготовка офисных юзеров, такие себе комп. курсы забесплатно, рассчитанные на людей с интеллектом амебы. набор, соответственно, стандартный - Windows+Office+IE. С этой позиции - Линукс еще и вреден. Windows с обвязкой - офисный стандарт, де-факто.
Ну ты уже гонишь. Или, может, таковы были те школы, в которых ты учился. Я знаю многие лицеи в Самаре, где информатикой занимаются серъезно. Где, исключительно для примера, в старших классах проходили поиск в графах, архитектуру ПК, основы устройства трансляторов и т.д.. Заметь - не механическую верстку HTML, яваскрипт, и пхп, и прочее то , что "может вам реально понадобится на работе", как некоторые говорят, и что ведет к размножению быдлокодеров имхо, а алгоритмику и фундаментальные вещи. Да, конечно, средства разработки там были далеко не самые современные, но все же, как ты оценишь такую информатику?
Поэтому среднестатистическая выпускница средней школы, изучившая на практике всю камасутру, но не знающая сколько грамм в килограме - будет тупо непригодна даже в роли оператора комп. набора при устройстве на работу. ибо кнопочки и рюшечки другие.
В той школе, где учился я, информатику вообще все ненавидели, из-за преподавательницы. Но, в то же время, отсутствие нормальной информатики в школе не мешало энтузиастам ковырять самому. Да, значительная часть выпускниц была такая, как ты и описал ;), но и нормальных людей хватало.
И в конечном счете - какое тебе дело до того, какова будет судьба такой выпускницы? Ну если она камасутру знает несравнимо лучше в 17 лет, чем информатику, зачем ей идти оператором ПК работать... Может и гораздо более денежную работу найти..
А если и пойдет - такие сами отбракуются на производстве. Мне гораздо более обидно не за судьбу таких вот выпускников, а то, что нормальным людям приходится все искать и копать самому.
2 Zorkus
чуток поправлю. в школе учителя, а не преподаватели. учитель != преподаватель.
P.S. что-то по последним постам создается такое ощущение, что собрались женоненавистники: "из-за преподавательницы", "выпускница" и т.д. :) есть такие же выпускники мужского пола.
Ну я сказал как математик, за лириков скажут другие :)
2 Zorkus
чуток поправлю. в школе учителя, а не преподаватели. учитель != преподаватель.
Поверю на слово, но поясни точней разницу, не затруднит?
P.S. что-то по последним постам создается такое ощущение, что собрались женоненавистники: "из-за преподавательницы", "выпускница" и т.д. :) есть такие же выпускники мужского пола.
Да, конечно, тут я извиняюсь :).
[quote=Zorkus]Поверю на слово, но поясни точней разницу, не затруднит?[/quote]
можешь не верить. странно, что ты не видишь разницы и не чувствуешь её.
- разработка вводного курса по информатике для неспециалистов в области информатики;
- при этом данный курс не должен требовать от читателя никаких предварительных знаний по информатике (это требование, сформулированное авторами, хорошо соответствует разбросу остаточных знаний по информатике выпускников наших школ).
Взять хотя бы серию "Для чайников" - многие из этих книг содержат достаточно информации, чтобы собрать двухтомник для начинающих. Для примера можно взять книгу "Программирование для чайников". Естественно, используемая там модификация бэйсика нафиг никому не нужна (переложить какашки в другую позицию - не значит сделать из них что-то съедобное), зато там великолепно выполнено описание системы языков программирования - очень доходчиво и просто названы разноуровневые языки, чуть-чуть про ОСи, чуть-чуть про принципы работы машин. Если покопать подобные книги, можно сделать стоящий учебник.
А учить хрен знает чему, раз нормального нет - это и есть причина существующей ныне неграмотности.
Я могу тебе сверстать windows в картинках и ты не найдешь 10 отличий от linux в картинках. Еще раз повторю - это просто рабочий стол.
можешь не верить. странно, что ты не видишь разницы и не чувствуешь её.
[quote=Ожегов]
Учитель - лицо, которое обучает чему-либо, преподаватель.
[/quote]
Скажи, в чем на твой взгляд, разница, как проф. педагог? Из-за этого, может, я понимаю проблему не совсем так, как ты.
у тебя недостоверные сведения :)
[quote=Zorkus]Из-за этого, может, я понимаю проблему не совсем так, как ты. [/quote]
вряд ли из-за этого
[quote=Zorkus]Скажи, в чем на твой взгляд, разница, как проф. педагог?[/quote]
Ожегов лукавит. ты преподавателя когда-нибудь с днем учителя поздравлял? или они у вас из другого теста? разница даже в корне слов видна. а вообще это все оффтоп уже.
Ожегов лукавит. ты преподавателя когда-нибудь с днем учителя поздравлял? или они у вас из другого теста? разница даже в корне слов видна. а вообще это все оффтоп уже.
А! Ты считаешь, что учитель - это только в школе, и в нем важна в большей степени, чем у преподавателя, доброта/заботливость/ т.п., потому что работает он с гораздо более податливым материалом, и цена его ошибок выше намного? А преподаватель - это личность, которая просто впихивает знания?
P.S. Преподавателей с днем учителя поздравлял. В отличие от учителей.
Оффтоп, согласен. Но хочу напоследок это узнать у тебя все таки.